Музыкальный руководитель: Степаненко Л.Ю.
Музыкальные
игры, танцы, упражнения необходимы
дошкольникам не только для развлечения,
но и для их физического, умственного и
эстетического развития. Они помогают
детям полюбить музыку, эмоционально
реагировать на неё: развивают музыкальный
слух и чувство ритма, обогащают детей
новыми музыкальными знаниями, расширяют
их музыкальный кругозор.
Задачи
состоят в следующем:
-
научить детей согласовывать движения
с характером музыки: ритмично и
выразительно двигаться, играть в
музыкальные игры, водить хороводы,
исполнять пляски;
- развивать у детей чувство ритма,
выражающееся в том, что дети чувствуют
ритмическую выразительность, откликаются
на неё и передают её в движении;
-
развивать художественно-творческие
способности, которые проявляются у
детей в своеобразном индивидуальном
выражении, игрового образа.
Эти
задачи решаются при выполнении основного
требования - соответствия характера
движений содержанию и развитию
музыкального образа.
При
обучении детей музыкально - ритмическим
движениям, танцам, играм, упражнениям
используются следующие методы:
-
наглядно-слуховой (выразительное
исполнение музыки);
-
наглядно-двигательный (показ игр, плясок,
отдельных ритмических упражнений);
-
словесный (указания, пояснения в ходе
выполнения движений);
-
упражнения: многократные повторения,
варьирование знакомого материала; -
упражнения в умении воспринимать и
передавать образ, продиктованный песней
или музыкой.
Если эти методы будут правильно
подобраны, они помогут ребёнку более
глубоко и осознанно усвоить содержание
и характер произведения.
Развитие
у дошкольников двигательных качеств и
умений
Развитие
способности передавать в пластике
музыкальный образ предполагает
использование различных видов движения.
Основные:
-
ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах,
на носках, на пятках, пружинящим, топающим
шагом, «с каблучка», вперёд-назад
(спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг);
- ходьба на четвереньках, «гусиным»
шагом, с ускорением и замедлением;
-
бег - легкий, ритмичный, передающий
различные образы, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
-
прыжковые движения - на одной, на обеих
ногах на месте и с различными вариациями,
с продвижением вперёд, различные виды
галопа (прямой галоп, боковой), подскок
«лёгкий» и «сильный», со скакалкой и
др.
Общеобразовательные
упражнения
– на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения
на плавность движений, махи, пружинность);
упражнения на развитие гибкости и
пластичности, точности и ловкости
движений, координации рук и ног, с
предметами и без них.
Имитационные
движения
– разнообразные образно-игровые
движения, жесты, раскрывающие понятный
детям образ, динамику его настроений и
состояний (в природе, в настроениях
человека и животных, в вымышленных
игровых ситуациях).
Плясовые
движения
– элементы народных плясок и детского
бального танца (доступные по координации),
упражнения, включающие ассиметрию, из
современных ритмических танцев, а также
разнонаправленные движения для рук и
ног, сложные движения: шаг польки,
переменный шаг, шаг с притопом, шаг с
«каблучка», вальсовый шаг и др.
Развитие
умений ориентироваться в пространстве
– самостоятельно находить свободное
место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары друг за другом, в
несколько кругов, в шеренгу, в колонны,
самостоятельно выполнять перестроения
на основе танцевальных композиций
(змейка, воротики, спираль и др.).
Развитие
творческих способностей:
- развитие умений сочинять
несложные плясовые движения и их
комбинации:
- развитие воображения, фантазии,
умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки.
Развитие
психических процессов:
-
восприятия, памяти, образного мышления,
творческого воображения, воли, способности
координировать слуховое представление
и двигательную реакцию в соответствии
с нюансами звучания музыки.
- эмоциональной сферы и умения
выражать различные эмоции в мимике,
пантомиме: грусть, печаль, тревогу,
страх, радость, восторг, восхищение,
удивление, плач и т. д.
- подвижности нервных процессов:
умения быстро менять направление и
характер движения в соответствии с
различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения – по фразам.
Развитие
нравственно-коммуникативных качеств
личности:
-
развитие способности к эмпатии, воспитание
умения сочувствовать, сопереживать
другим людям и животным, игровым
персонажам, персонажам песен, музыкальных
пьес и других произведений.
- воспитание чувства такта, умения
вести себя во время движения – со
сверстниками и с детьми младшего
возраста.
Итак, для педагогов наиболее
актуальными являются следующие задачи:
1) совершенствование
психолого-педагогических знаний и
умений;
2)
совершенствование музыкальности;
3) совершенствование двигательных
навыков и умений;
4) развитие творческих способностей.
Для педагогов важно владеть
музыкально-ритмическим материалом не
только как средством эстетического и
двигательного развития детей, но и как
своеобразным психотренингом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий