среда, 1 октября 2014 г.

Развитие у детей музыкально-ритмических способностей (5-7 лет).

Музыкальный руководитель: Степаненко Л.Ю.

Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на неё: развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.
Задачи состоят в следующем:
- научить детей согласовывать движения с характером музыки: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;
- развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют ритмическую выразительность, откликаются на неё и передают её в движении;
- развивать художественно-творческие способности, которые проявляются у детей в своеобразном индивидуальном выражении, игрового образа.
Эти задачи решаются при выполнении основного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
При обучении детей музыкально - ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям используются следующие методы:
- наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);
- наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);
- словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
- упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; - упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.
Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребёнку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.
Развитие у дошкольников двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ предполагает использование различных видов движения.
Основные:
- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд-назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг);
- ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
- бег - легкий, ритмичный, передающий различные образы, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения - на одной, на обеих ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперёд, различные виды галопа (прямой галоп, боковой), подскок «лёгкий» и «сильный», со скакалкой и др.
Общеобразовательные упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них.
Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений и состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).
Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца (доступные по координации), упражнения, включающие ассиметрию, из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с «каблучка», вальсовый шаг и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве – самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько кругов, в шеренгу, в колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики, спираль и др.).
Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации:
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки.
Развитие психических процессов:
- восприятия, памяти, образного мышления, творческого воображения, воли, способности координировать слуховое представление и двигательную реакцию в соответствии с нюансами звучания музыки.
- эмоциональной сферы и умения выражать различные эмоции в мимике, пантомиме: грусть, печаль, тревогу, страх, радость, восторг, восхищение, удивление, плач и т. д.
- подвижности нервных процессов: умения быстро менять направление и характер движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- развитие способности к эмпатии, воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам, персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений.
- воспитание чувства такта, умения вести себя во время движения – со сверстниками и с детьми младшего возраста.
Итак, для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:
1) совершенствование психолого-педагогических знаний и умений;
2) совершенствование музыкальности;
3) совершенствование двигательных навыков и умений;
4) развитие творческих способностей.
Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством эстетического и двигательного развития детей, но и как своеобразным психотренингом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий