(логоритмика на музыкальных занятиях)
Музыкальный руководитель: Степаненко Л.Ю.
Всем известно, что музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Занятия музыкой – это важный помощник в развитии речи ребёнка. И одним из видов речевой работы является логоритмика. Что такое логоритмика? Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Основной принцип – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Основными задачами логоритмического воздействия является:
- развитие слухового внимания;
- развитие музыкального тембрового,
динамического слуха, чувства, ритма,
певческого диапазона голоса;
- развитие мелкой моторики, мимики,
пантомимики;
- звукопроизношения;
- умения перевоплощения, выразительности,
грации движений, умение определять
характер музыки, согласовывать её с движениями.
Логоритмическая ритмика включает в себя:
1. Ходьбу в разных направлениях.
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
3. Развитие музыкальных способностей (слух,ритм,
темп).
4. Развитие эмоционального восприятия музыки.
5. Пение.
6. Пальчиковые игры.
7. Игру на детских музыкальных инструментах.
В детском саду комбинированного типа, каковым является наш детский сад, трудно организовать отдельные занятия по логоритмике, поскольку данные занятия, как правило, бывают тематическими
и проводится планомерная работа над развитием связной речи и обогащением словаря. Поэтому логоритмику я беру, как фрагмент занятия и решаю задачи музыкально-двигательного или двигательно-речевого характера.
Например, при быстрой ходьбе использую стишок:
- Маленькие ножки бежали по дорожке.
А при медленной ходьбе с высоким подниманием колена:
- А большие ноги
Шагали по дороге.
Во время перестроений использую стихотворение А.Барто:
Левой, правой,
Левой, правой
На парад идёт отряд,
На парад идёт отряд,
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Во время ходьбы можно так же использовать упражнения на развитие речевого внимания. Игра «Оп - хлоп-стоп»: дети идут маршем по кругу. Во время марша музыкальный руководитель говорит «оп», дети должны остановиться и подпрыгнуть. На слово «хлоп» - останов
Нитка за иголкой (Подвижные игры под музыку)
Игры, Музыкальная педагогика
Музыкальное сопровождение: Л. В. Бетховен. «Экоссез».
На боковых линиях зала или площадки нарисованы небольшие круги или лежат обручи на расстоянии 1,5—2 метров. На расстоянии 3—4 метров от них проведены параллельные линии, за которыми сидят дети-«судьи».
Участники игры строятся в две колонны по одному друг за другом у стартовых линий, которые находятся в противоположном от кругов или обручей конце зала, каждая напротив своего круга по стойке «смирно».
Первый игрок каждой колонны — «иголка», остальные — «нитка».
Исполняются две части музыкального сопровождения — тихая и громкая. Дети слушают и запоминают их. На тихое звучание музыки «иголки» быстрыми шагами «змейкой» идут от стартовой линий к кругам. В круге делают поворот на 360°, переступая с ноги на ногу на месте, спина прямая, руки подняты вверх и слегка разведены в стороны (можно исполнять и волнообразные движения руками в разных направлениях), затем идут дальше, к боковым линиям, и т. д.
На громкое звучание музыки дети должны бежать «змейкой» и лишь в круге исполнить поворот на 360°, подпрыгивая то на одной, то на другой ноге.
Игра начинается по сигналу учителя. На тихое и громкое звучание музыки дети-«нитки» также по очереди исполняют упражнения за «иголкой».
Затем команды меняются местами. Та команда, которая выполнила все условия игры и быстрее построилась в колонну, получает очко. Игра продолжается с противоположного конца зала или площадки.
«Иголкой» становится тот участник игры, который стоял на левом фланге колонны.
Во время игры учитель и «судьи» должны внимательно следить за участниками — соответствуют ли их движения характеру музыки. На боковую линию площадки надо ступать с носка, осанка должна быть правильной.
Упражнение с поворотом выполняются так, чтобы не наступать на линию круга или обруч.иться и хлопнуть, а на слово «стоп» - остановиться.
На развитие координации можно выполнить упражнение «Цапля и сова». Воспитатель читает стишок: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Дети стоят на одной ноге, подняв другую ногу.
А во время чтения другого стишка:
Сова, сова, совиные глаза
На суку сидит, во все стороны глядит,
Да вдруг, как взлетит! –
дети стоят на носочках с закрытыми глазами, поворачивая голову влево-вправо.
Перед работой над песней хорошо использовать пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. Она помогает детям расслабиться, отдохнуть. Примеры пальчиковых игр.
«Паучок».
Паучок ходил по ветке руки скрещены, пальцы
каждой руки «бегут»
по предплечью
А за ним ходили детки затем по предплечью
другой руки
Дождик с неба вдруг полил стряхивающие движе –
ния кистями рук
Паучков на землю смыл хлопок по коленям
Солнце стало пригревать ладони боковыми сто
ронами соединены,
пальцы растопырены,
качаем руками
Паучок ползет опять действия аналогичны
первоначальным
А за ним ползут все детки
Что бы погулять по ветке паучки «ползают» по
голове
«Домик».
Под грибом шалашик-домик ладони соединены
шалашиком
Там живёт веселый гномик
Мы тихонько постучим постучать кулачком
о ладошку
В колокольчик позвоним имитируют движе –
ние звенящего ко –
локольчика
Двери нам откроет гномик рукой выполняем
«открывание»
Станет звать в шалашик-домик зовём
В домике дощатый пол ладони опустить вниз,
ребром прижать друг
к другу
А на нём - дубовый стол левая рука сжата в ку
лак, сверху на кулак
опускается ладонь пра-
вой руки
Рядом стул с высокой спинкой левая ладонь верти-
кально прижата к
кулачку правой руки
На столе-тарелка с вилкой ладонь левой руки
лежит на колене и на-
правлена вверх, пра-
вая рука изображает
вилку
И блины горой стоят- руки развести в сторо
ны
Угощенье для ребят похлопать в ладоши
Дополнительно для детей логопедической группы ввожу артикуляционную гимнастику и пропевание звуков, пройденных на логопедических занятиях. использую следующие артикуляционные упражнения
«Часики», «Змейка», «Качели», «Гармошка», «Бол-
тушка» . А так же упражнения со звуками:
Пролетел весёлый жук ( ж-ж-ж )
Зазвенел комарик вдруг (з-з-з)
Ветер ветки раскачал (у-у-у)
Шарик тоже зарычал (р-р-р)
Зашумел в воде камыш (ш-ш-ш)
И опять настала тишь (ш-ш-ш)
Летит вертолёт (др-р-р)
Трактор ревёт (тр-р-р)
Ночью настала тишь
Спит наш малыш (ш-ш-ш).
Эти простые, на первый взгляд, упражнения, очень помогают в постановке звуков у детей с речевыми нарушениями.
Для освоения темпа и ритма музыки я применяю музыкальные инструменты. Например, на звучание бубна, дети идут по кругу, ритмично взмахивая руками, а на звучание погремушки – легко бегают врассыпную. Задачу можно усложнить: играть на инструментах в разных темпах, громко, тихо, с различными акцентами, с разным ритмическим рисунком.
Я считаю, что элементы логоритмики, вводимые мной на занятиях музыкой, очень полезны детям. Благодаря им, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредоточиться, а так же, формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Литература: «Речёвки для снятия речевых торможений и утомления ребёнка», Мочалова Н.М.
«Музыкальные игры в детском саду», И. Бодраченко
«100 музыкальных игр для развития дошкольников»,
Г.Анисимова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий